Приветствую Вас, Гость

Статья написана на основе материалов из этого источника: http://www.niro.nnov.ru/?id=54147

 

Формирование толерантного отношения к инвалидам, в том числе детям-инвалидам в образовательных организациях.

 

В современном мире, в том числе и в России, наблюдается увеличение числа детей с нарушениями здоровья, а также детей-инвалидов. По этим причинам образование детей с ограниченными возможностями здоровья является одной из важных социальных проблем. Опыт обучения детей с ОВЗ в специализированных образовательных учреждениях наряду с несомненными достоинствами показал ряд недостатков. Во многих отношениях эти дети были изолированы от общества, их социализация проходила в специально созданной для них искусственной среде при отсутствии коммуникации с детьми без отклонений в здоровье. Отсутствие толерантного отношения к людям с инвалидностью приводило к разделению общества на здоровых и инвалидов, к сегрегации последних. Появление системы инклюзивного образования в 1990-х годах, с одной стороны, является важным шагом на пути преодоления дискриминации по отношению к детям с особыми потребностями (ОВЗ) и детям-инвалидам, а с другой стороны, влечет за собой многочисленные проблемы для учителей, детей и их родителей. Между тем политика инклюзивного образования, как правило, принимается сегодня во всем мире как часть повестки дня в области прав человека, которая требует доступа к образованию для всех социальных групп общества. Требованиями инклюзивного общества являются права человека, равенство, справедливость и борьба с сегрегацией. Все эти ценности играют центральную роль в инклюзивной образовательной политике и практике, поэтому проблема формирования толерантного отношения к людям с особыми образовательными потребностями требует специального решения.

Команда специалистов в области психологии и педагогики: Аксенова Е.Б. (к.п.н., доцент кафедры общей и специальной психологии) Еделева Е.Г. (к.п.н., доцент, заведующий кафедрой общей и специальной психологии,), Колотыгина Е.А. (к.п.н., доцент кафедры общей и специальной психологии) составили методические рекомендации по формированию толерантного отношения к «особым» детям у обучающихся образовательных организаций. Ознакомиться с ней можно по ссылке: http://www.niro.nnov.ru/?id=54147

В педагогическом аспекте толерантность рассматривается как моральное качество, моральная добродетель, комплексное личностное качество, существенное свойство человека, условие успешной социализации, проявляющееся в социальных отношениях, главным признаком которого является уважение права другого на отличие (А.А. Гусейнов, Д.В. Зиновьев, П.Ф. Комогоров, А.А. Реан, В.А. Ситаров, П.Ф. Степанов и др.). Толерантность включает признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющиеся в позитивном отношении к «иному». При решении задачи воспитания толерантности, обращается внимание на настроенность человека на диалог, на равноправное общение, которое предполагает отношение к «другому» как равной личности и стремление к достижению взаимопонимания (P.P. Валитова, В.А. Тишков, Ю.А. Ищенко, Н.А.Плаксина, Г.М. Шеламова).

 

Родителям и педагогам необходимо развивать в детях следующие качества и стремления, которые позволят им с принятием относиться к детям с особыми образовательными потребностями (ООП):

 – признание, принятие, уважение и понимание непохожего, проявляющиеся в позитивном отношении к «иному»;

 – отношение к «другому» как свободной, равной личности, активному субъекту диалога;

 – отношение к другому человеку как к равноценной личности и выражающееся в сознательном добровольном подавлении чувства неприятия, вызванное всем тем, что знаменует в другом, иное (внешность, манера речи и поведения);

 – настроенность на понимание и диалог с «другим»; – заинтересованное отношение к «другому»;

– доброжелательность;

– эмпатия;

– осознание равенства в возможностях и правах.

Один из путей постижения смыслов и границ толерантности – анализ форм и проявлений ее противоположности – интолерантности или нетерпимости. Нетерпимость основывается на убеждении, что твое окружение твоя система взглядов, твой образ жизни стоят выше остальных. Часто это не просто отсутствие чувства солидарности, это неприятие другого за то, что он выглядит, думает, поступает иначе, иногда просто за то, что он существует. Очень наглядно  и понятно для детей это показано в таблице ниже.

 

Основные признаки толерантности и интолерантности 

Признаки толерантности

Признаки интолерантности

– Умение внимательно слушать и слышать друг друга

– Стремление разобраться, расспрашивание

– Совет, предложение

– Похвала, согласие

– Подбадривание

– Благожелательность

– Утешение

– Уважение

– Эмпатия

– Поддержка

– Неумение слушать, нетерпение, перебивание

– Игнорирование

– Обзывание

– Отстранение

– Обвинение, упреки

– Осуждение, критика

– Морализирование

–Угрозы, предостережения

– Приказы, указания

 

Такая четкая классификация признаков, помогает ребятам отслеживать их в своем поведении. Тематические беседы, которые могут проводить с детьми родители дома, или педагоги в школе помогут ребятам развить эмпатию, понимание и сочувствие к детям с ООП, а психологические игры и упражнения  способствуют формированию навыка толерантного отношения в повседневной жизни.

Предлагаемые ребятам упражнения и игры должны основываться на следующих принципах:

1. Принцип безоценочности действий и личности участников предусматривает избегание каких бы то ни было оценочных суждений ведущего об участниках и участников друг о друге.

2. Принцип приоритета процесса деятельности над ее формальным результатом тесно связан с принципом безоценочности. В играх вообще не существует понятий правильно" - "неправильно", "справился" - "не справился" и т. п. Здесь важно, что участник, выполняя упражнение пережил соответствующие ощущения, прошел свой путь развития - который, собственно, и считается психологическим (но не формальным!) результатом данной деятельности. Этот результат в принципе не может быть никем оценен со стороны.

3. Принцип активности участников заключается в вовлечении субъектов в проигрывание ситуаций, выполнение упражнений, структурированное наблюдение за поведением других.

4. Принцип исследовательской творческой позиции участников заключается в субъективном открытии участниками психологических закономерностей, а также собственных особенностей, свойств, возможностей и творческих ресурсов.

 5. Принцип осознания поведения заключается в переводе импульсивных поступков участников в поле осознаваемого с помощью механизма обратной связи, получаемой каждым участником от других членов группы.

6. Принцип партнерского общения заключается в том, что в межличностном общении участников постоянно учитываются интересы, чувства, переживания каждого субъекта образовательного процесса.

Родителям и педагогам важно ответственно относиться к вопросу формирования толерантного отношения к детям-инвалидам в образовательных организациях. Такая систематическая, слаженная и всесторонняя работа будет способствовать лучшей адаптации детей с ООП в образовательной среде, снижению рисков их психологической травматизации. С другой стороны она позволит развить у нейротипичных детей такие замечательные качества как эмпатия, человечность, доброе и внимательное отношение к ближним.