Приветствую Вас, Гость

Источник текста (частично) https://442fz.volganet.ru/025193/news/201915/   и http://journals.uspu.ru/attachments/article/98/Педобраз_2012_2_зак_зак.pdf

Формирование доброжелательного отношения общества  к семьям, имеющим в семье инвалидов.

За период своего существования человеческая цивилизация прошла долгий и противоречивый путь в отношении к людям с ограниченными возможностями. Это был путь и духовной эволюции общества, на котором встречались как страницы равнодушия, ненависти и агрессии, так и примеры заботы, милосердия. Только одного не встречалось в былых отношениях – сотрудничества на равных условиях.

Толерантность к инвалидам подразумевает уважение и сострадание по отношению к людям с ограниченными возможностями. Однако, не стоит его путать с жалостью. Толерантность к инвалидам в первую очередь проявляется в признании их как личности, обладающей всеми правами здорового человека, а также в оказании им необходимой помощи.

      Главная проблема  заключается в ограничении этих людей связи с миром, контактов с детьми  и взрослыми, в ограниченности общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию. А так же проблема негативного отношения  со стороны окружающих, наличия физических и психических барьеров, мешающих повышению качества жизни. Поэтому формирование толерантного отношения социума к людям с особенностями становится в последнее время все более острой проблемой, требующей серьезного внимания к ней. Всем известно, что уровень развития общества можно определить по его отношению к инвалидам. 

В августе 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации была утверждена федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001— 2005 годы)» [1]. Принятие программы было продиктовано целым рядом обстоятельств, касающихся проявлений толерантности и нетерпимости в условиях роста социального разнообразия в России [2]. В числе таких обстоятельств выделяют три основных:

1)  толерантность — это инструмент социального согласия;

2) толерантность как социальная норма, определяющая баланс интересов конкурирующих сторон;

3) толерантность — результат договоренности сторон, образующих в своей совокупности международное сообщество, в котором нормой отношений является уважение к правам человека.

Цель федеральной программы — формирование установок толерантного сознания, определяющего устойчивость поведения в обществе отдельных личностей и социальных групп как основу гражданского согласия в демократическом государстве.

В сентябре 2009 г., названного годом равных возможностей, Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов, принятую Генеральной Ассамблеей ООН и определяющую принципы политики стран-участниц по отношению к инвалидам.

К этим принципам, в частности, относится «недискриминация», «полное и эффективное вовлечение и включение инвалидов в общество», «равенство возможностей».

Владимир Владимирович Путин на встрече с представителями общественных организаций лиц с ограниченными возможностями сообщил о том, что будет разработана, а с 2011 г. начнет реализовываться государственная программа «Доступная среда для инвалидов».

Важным шагом на пути формирования толерантного отношения к инвалидам является также внедрение инклюзивного обучения, которое предполагает процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных школах.

       Такой подход способствует созданию образовательного пространства как «территории толерантности», так как основными источниками формирования толерантности являются семья и образовательная среда.  

СЕМЬЯ – это живой пример семейных приоритетов: отношений взрослых, их мнений, суждений, поступков. Семья имеет свой уклад, авторитет, свои традиции, обычаи, праздники и обряды.

Важно, что в каждой семье взрослые (родители и старшее поколение) на своем примере показывали уважительное, добросердечное отношение не только к людям с инвалидностью, но и к их семьям.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА имеет свои ценности, особую систему отношений, актуальные виды свободной и обязательной деятельности. Каждый ребёнок хочет быть счастливым и успешным, в том числе и ребёнок с особенностями. Поэтому вопрос формирования у нейротипичных детей толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), инвалидностью или особыми образовательными потребностями (ООП) является важнейшей задачей педагогов.

Воспитание в духе толерантности должно быть направлено на противодействие влиянию, вызывающему чувство страха и отчуждения по отношению к другим. Оно должно способствовать формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Проблема воспитания толерантности должна объединить прежде всего специалистов разных направлений и уровней: психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, лидеров и рядовых специалистов, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков, взрослых и молодежь). При этом воспитание толерантности может быть успешным при соблюдении принципа добровольности, т. е. не принуждения, насилия, а осознанного принятия.

Комплексная и систематическая реализация всех перечисленных направлений деятельности, на наш взгляд, может способствовать формированию толерантного отношения общества к инвалидам.

 

ЛИТЕРАТУРА

ФЕДЕРАЛЬНАЯ целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» // Век толерантности. 2001. № 2.

ДОКЛАД Правительству Российской Федерации «О ходе реализации в 2001-2002 годах федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)» от 15 мая 2003 года // Век толерантности. 2003. № 6.