Приветствую Вас, Гость

Страничка психолога школы МБОУ СОШ № 16

Пехтелевой Алины Олеговны

В одной далекой стране жил мудрец, на многие вопросы он знал ответы, и сотни людей приходили к нему за советом и помощью. В той же стране жил молодой человек, который, совсем недавно был еще ребенком и только начинал свой жизненный путь. Но он-то думал, что все уже знает, многое умеет, и чужих советов слушать ему не надо. Решил он провести мудреца – поймал бабочку, зажал её между ладонями и спросил мудреца: “Что у меня в руках – живое или неживое?” Если мудрец ответил бы "живое", он сильнее сдавил бы руки, бабочка бы умерла, и мудрец оказался бы не прав, а если мудрец ответил бы "неживое", молодой человек разжал бы руки, бабочка выпорхнула, а мудрец снова был бы не прав. Но когда молодой человек подошел к мудрецу и задал свой вопрос, старый человек внимательно посмотрел на него и сказал: “ВСЁ В ТВОИХ РУКАХ”…

 

Да…каждый из нас самостоятельно выстраивает не только свою жизнь, но и несет ответственность за жизнь своих детей. Наши дети воспринимают этот мир, взрослых, находящихся рядом с ними, заботу о себе, слова, поступки совершенно не так, как мы. Их взгляд порой диаметрально противоположен нашему. 

Но как понять ребенка? Как стать ему близким человеком? Как достичь гармонии в отношениях между родителем и ребенком? Как помочь ребенку в трудные периоды жизни? 
Мы, взрослые, родители, имеем свои более или менее эффективные способы преодоления проблемных ситуаций, то есть в какой-то мере мы являемся "сами себе психологами". Однако в то же время многим из нас знакомо состояние, когда собственных сил и знаний не хватает, зачастую, близкие люди по какой-то причине не могут или не хотят помочь, а то и сами являются непосредственной причиной сложившейся ситуации. И вот тогда может потребоваться помощь профессионала.

Психолог нужен именно тогда, когда сложившаяся ситуация мешает нормально жить, работать и отдыхать.

Готовимся к экзаменам.

Советы для родителей выпускников.

Слово «экзамен» в буквальном переводе с латыни - «испытание». Дети в большинстве своем так и относятся к нему - как к очень серьезному жизненному испытанию: с повышенным чувством ответственности. Но даже если ваш ребенок всегда был самостоятельным в вопросах учебы (а если несамостоятельным - тем более!), контролировать его подготовку к экзаменам все равно придется.

Всегда будьте готовы предложить свою помощь. Посвящайте вашему ребенку как можно больше времени. Даже если вы, например, далеки от проблем химии или физики, все же наберитесь терпения и выслушайте до конца рассказ о кислороде или биноме Ньютона. С одной стороны, это будет своеобразной репетицией перед экзаменом, а с другой, что не менее важно, - ребенок почувствует, что его экзамены так же важны для вас, как и для него.

 Вступая в эпоху экзаменов, ребенок должен знать, что родители останутся его друзьями, каков бы ни был результат (на «отлично» он сдаст или провалится). Если же его оценка действительно окажется плохой, не делайте из этого трагедии. Никакой экзамен не может и не должен «дисквалифицировать» ребенка в ваших глазах. В такой момент ему более всего нужны ваши любовь и понимание. Если вы сейчас отшатнетесь от него, можете потерять доверие ребенка бесповоротно.

Не попрекайте ребенка деньгами, заплаченными репетитору. Это может вызвать чувство вины, а значит, и еще один стресс.

Не обещайте за хорошо сданные экзамены золотые горы. Мало того что ребенок будет думать во время подготовки больше о награде, чем об экзамене и его результатах, так еще и на самом экзамене ребенок не сможет сконцентрироваться.

О стрессе в случае неудачи можно и не говорить. Перед экзаменами не мешает заглянуть в поликлинику, тем более если у вашего ребенка есть хроническое заболевание. В стрессовой ситуации оно может обостриться и привести к серьезным последствиям. Учтите советы врача. Может быть, накануне экзаменов потребуется пройти профилактическое лечение. Не отказывайтесь, если врач, учитывая состояние ребенка, посоветует вам освободить его от экзаменов. Кстати, в любой поликлинике и у директора школы есть инструкция со списком заболеваний, при которых врач просто обязан освободить вашего ребенка от экзаменов, тем более что... аттестат ему должны выдать в любом случае, а на медаль он не претендует.

Помните, здоровье вашего ребенка важнее, чем оценка. Наверное, в доме в эту пору должно быть тише и спокойнее, чем обычно. Атмосфера в семье вообще много стоит, а теперь и подавно. Избегайте конфликтов и снимайте напряжение. Научите детей верить, что им обязательно повезет. И не только на экзамене!

Как можно поддержать ребенка в период экзаменов? 

Очень важно оказать помощь в организации режима дня, ведь дети зачастую пренебрегают простыми гигиеническими правила­ми. Например, они часто волнуются, так как им кажется, что объем материала очень велик и они не успеют все выучить к эк­заменам. Для того чтобы эта задача стала для детей более реаль­ной, мы можем оказать им помощь в распределении учебного ма­териала по дням, в определении ежедневной нагрузки, в составлении плана. Составление плана помогает также справить­ся с тревогой: ребенок понимает, что успеть выучить весь учеб­ный материал вполне реально, у него достаточно времени для этого. Часто дети не могут сделать это сами, и наша помощь мо­жет быть как нельзя кстати. 

Как можно составить план работы? 

Вместе с ребенком подсчитаем, какое количество материала ему нужно выучить: сколько параграфов учебника или экзаме­национных билетов надо знать или сколько задач решить. По­том прикинем, сколько у него есть на это времени. Вычтем один день на повторение и возможные непредвиденные обстоятель­ства. Это сделать очень важно, чтобы у ребенка на всякий слу­чай оставался временной резерв. Разделим количество билетов на количество дней. Это ежедневная норма, которую тоже мож­но разделить, например, на три части: утро, день, вечер. Тогда получается, что, скажем, за утренние часы нужно выучить всего четыре билета, а это задача вполне посильная. Этот план мож­но написать и повесить, чтобы потом вычеркивать выполненные пункты. Такой план наглядно показывает результаты работы. Дети часто стараются выучить весь объем материала сразу, при­чем заучивают его дословно, не пытаясь понять. Такой путь явля­ется неэффективным. Дело в том, что объем памяти у человека ограничен и включает 7 + 2 единицы информации. Поэтому, чтобы текст запоминался лучше, его надо разбить на составляющие. 

Мы можем подсказать детям различные способы работы с информаци­ей, прежде всего составление планов, конспектов, схем, таблиц. Вот наиболее простой способ заучивания учебного материа­ла. Сначала материал делится на смысловые блоки, каждый блок получает название, и составляется план всего параграфа или би­лета. Затем ребенок выучивает по отдельности каждый пункт пла­на и только потом повторяет весь билет или параграф целиком. Огромное значение имеет режим дня. Важно, чтобы ребенок имел возможность отдохнуть, сменить деятельность. Иногда для детей шумный или активный отдых становится дополнительной нагрузкой. Например, компьютерные игры только увеличивают усталость. Необходимо помочь ребенку найти такую форму до­суга, которая не переутомляла бы его: прогулки, общение с одним-двумя друзьями. В течение дня также нужно делать корот­кие перерывы каждые 45—60 минут, чтобы сохранить высокую работоспособность. Ребенок может выпить чаю, отвлечься, по­говорить по телефону и затем вновь вернуться к занятиям. Для нормального самочувствия и хорошей работоспособно­сти ребенок должен высыпаться. Иногда дети, торопясь выучить как можно больше, пренебрегают сном, занимаются по ночам, после чего быстрее устают, становятся раздражительными и бес­покойными. В состоянии утомления работоспособность снижа­ется, и продуктивность такой учебы, когда тянет в сон, очень невелика. Лучше позаниматься на свежую голову, выспавшись, чем допоздна сидеть за экзаменационными билетами. 

Нужно ли на время экзаменов освобождать ребенка от до­машней работы? 

Это вопрос непростой, потому что иногда дети начинают манипулировать взрослыми, эксплуатируя тему своей учебы, чтобы избежать помощи по дому: «Я и так много зани­маюсь, а меня еще заставляют мыть посуду». Физически легкая работа может служить разгрузкой, позволяющей сменить деятельность и отдохнуть, а может только усиливать общее утомление, поэтому вопрос о помощи по дому решается индивидуаль­но, с учетом особенностей ребенка. Особое значение в этот период имеет наш собственный эмо­циональный настрой. Безусловно, для нас самих период выпуск­ных и вступительных экзаменов является очень тревожным. Если ребенок видит, как мы переживаем, пьем валерьянку, он как бы заражается нашим напряжением и тревогой. Это особенно ха­рактерно для детей тревожных, склонных переживать даже без особого повода. Зачастую тревоги и страхи детей связаны с тем, что вступительные экзамены они воспринимают как нечто фа­тальное, непоправимое. Они даже боятся себе представить, что случится, если вдруг они не поступят, и это еще больше усугуб­ляет напряжение, которое дети испытывают. Во время экзаменов мы должны создать эмоционально спо­койную, не напряженную атмосферу. Ребенку бывает трудно са­мому опираться на собственную уверенность в себе, и в этой ситуации роль такой «палочки-выручалочки» играем мы, взрос­лые. Важно создать для ребенка ситуацию успеха, говорить ему о том, что мы в него верим и надеемся на успех. Иногда может показаться, что подобный настрой может де­тей расхолаживать: если у меня и так все получится, зачем я. буду стараться? Дело в том, что существует определенный уровень волнения, оптимальный для организации деятельности. Если ребенок не волнуется, он ничего не делает. Если, наоборот, волнение слиш­ком сильно, оно приводит к ступору, мешает деятельности. Все силы уходят именно на то, чтобы справиться с волнением. 

Экзамены — ситуация действительно важная, но не запре­дельная. Ощущение огромной значимости экзамена не стимули­рует ребенка, а, напротив, мешает подготовке. Поэтому очень важно немного снизить эту важность. Если ребенок понимает, что даже в случае неуспеха мир не рухнет и жизнь продолжит­ся, это помогает ему чувствовать себя более уверенно. Наконец, очень важно понять, в какой помощи нуждается именно ваш ребенок. Кому-то из детей необходимо, чтобы выслушали выученные им билеты, кому-то нужно помочь написать планы и конспекты. Узнать о том, что нужно вашему ребенку, можно, только спросив его об этом: «Как я могу тебе помочь?» Конечно, невозможно за такое короткое время ответить на все вопросы. Кроме того, все дети разные, и перед ними встают раз­ные проблемы. Поэтому если у вас есть какие-то конкретные воп­росы, касающиеся именно вашего ребенка, вы можете их задать.

Советы для выпускников.

1. Перед экзаменом обязательно надо хорошо выспаться.

2. Меньше находится в окружении переживающих одноклассников, тем больше будет нагнетаться напряжение, чувство неуверенность, страха.

3. Привести в порядок свои эмоции, собраться с мыслями.

4. Смело входить в аудиторию: с уверенностью, что все получится.

5. Выполнить дыхательные упражнения для снятия напряжения:

• Сесть удобно 

• Глубокий вдох через нос 4-6 сек.

• Задержка дыхания 2-3 сек. 

6. Слушать внимательно организаторов, чтобы не отвлекаться в дальнейшем и не задавать лишних вопросов об оформлении тестирования. 

7. Постараться сосредоточиться и забыть об окружающих. Должны существовать только часы, регламентирующие время выполнения теста, 

8. Внимательно читать инструкции и задания. Читать задания до конца. 

9. Пропускать трудные или непонятные задания. Начать с более лёгких и понятных.

10. Думать только о текущем задании.

11.  Исключать! Многие задания можно быстрее решить, если исключать неправильные варианты.

12.  Запланировать 2 круга: - 2/3 времени на более легкие задания, - 1/3 времени на трудные задания.

13.  Угадывать! Иногда доверять своей интуиции. 

14. Не огорчайся! На практике выполнить все задания нереально! Количества выполненных заданий может быть достаточно, чтобы получить хорошие баллы и бланк с заданием. Не торопиться, читать задание до конца. 

15.  Оставить время для проверки своей работы хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.

Приемы эмоциональной саморегуляции.

Какой бывает стресс? Любая новая ситуация требует от человека мобилизации сил для адаптации к новым условиям. Поэтому стресс можно рассматривать как источник повышения активности, приносящий человеку радость от усилия и ведущий к успешному преодолению трудностей, - эустресс. Однако существует и другой вариант развития стресса, при котором появляется подавленность, ощущение беспомощности, никчемности, психосоматические заболевания, депрессии – дистресс. Именно дистресс вреден для человека. Что такое дистресс? Это нежелательная физическая, умственная или эмоциональная реакция, вызванная ситуацией, с которой вы не можете (или полагаете что не можете) успешно справиться. Стрессовая реакция есть нечто, что Вы создаете внутри себя: реагирует не только организм, но и личность в целом. 

Вы, и никто другой, отвечаете за Ваши реакции (эмоциональные, психические, физические). Никто не создает Ваш стресс – Вы это делаете сами. Центральным моментом в возникновении и течении стресса является отношение к событию, его вызывающему, оценка этого события.

Признаки стресса: вспотевшие ладони, частое сердцебиение, прошибает пот; сводит желудок; пересыхает во рту; трудно глотать; перехватывает дыхание; лицо краснеет или бледнеет; зрачки расширяются; возрастает кровяное давление; мышцы напряжены; возникает ощущение подавленности; могут быть нарушения сна. 

Существует система приемов эмоциональной саморегуляции, которую необходимо использовать сразу после действия на организм человека стрессовых факторов.

Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать.

Прислушайтесь к совету предков – сосчитайте до 10. Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох делайте постепенно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием. 

Если стрессовая ситуация застигнет вас в аудитории,  выйдите в коридор, где вы сможете побыть один. Обратитесь к психологу или медицинскому работнику.

Можно смочить лоб, виски и артерии на руках холодной водой. 

Посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз смотрели на небо? Разве мир не прекрасен? 

Набрав воды в рот, медленно, как бы сосредоточенно выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Представить себя в приятной обстановке - в саду, на пляже, на качелях, под душем. 

Применить формулы успокоения "Сегодня я не обращаю внимания на пустяки". 

Возникающее чувство раздражения, агрессии можно снять с помощью физической разрядки: несколько раз ударить ногой по воображаемому предмету, побоксировать подушку,"выпустить пар";       

После экзамена:

- разрядить эмоции - выговориться до конца кому-либо. Когда человек выговориться, его возбуждение снижается, он может осознать свои ошибки и принять правильное решение; 
- чтобы быстрее нормализовать состояние после неприятностей, необходимо дать себе усиленную физическую нагрузку (20-30 приседаний, бег на месте, подняться пешком на 3-5-й этаж);
- найти место, где можно вслух проговорить, прокричать то, что возмущает, обижает, выплакаться. По мере того как эти действия будут выполняться, раздражение, гнев, обида уйдут; 
- вспомнить приятные события из собственной жизни. Представить, что эта ситуация повторилась и вы находитесь в этом состоянии радости. Сделать такое же лицо, улыбку, почувствовать это состояние всем телом: позой, осанкой, жестами, походкой. 

Необходимо помнить, что при сильном эмоциональном возбуждении человек неадекватно оценивает ситуацию. Успокоиться, а затем все обдумать по принципу: "Подумаю об этом завтра".

Произвести общую переоценку значимости ситуации по типу: "не очень-то и хотелось" или суметь извлечь что-то положительное даже из неудачи, используя прием "зато". 

Как вы можете справиться со стрессом? 

Научитесь по-новому смотреть на жизнь. Вы не должны больше позволять событиям или другим людям определять быть или не быть Вам счастливым.

Не в вашей власти повлиять на чье-либо поведение, кроме своего собственного, а эмоциональное благополучие слишком дорого, чтобы доверять его посторонним. Постарайтесь увидеть последствия Ваших действий и определить, совместимы ли они с вашими ценностями и целями, которых Вы стремитесь достичь.

Будьте оптимистом. Учитесь находить положительные моменты даже в неприятных событиях. Больше думайте о чем-либо хорошем.

Стремитесь к разумной организованности. Составляйте список дел, классифицируйте их по срокам, важности и т.д. Реально смотрите на вещи: может быть что-то из намеченного вообще не стоит делать.

Учитесь говорить «нет». Не берите на себя слишком многого. Уясните себе границы Ваших возможностей и проявляйте твердость.

Учитесь радоваться жизни. Не откладывайте счастье «на потом». Концентрируйте свое внимание и чувства на том, что Вы делаете, получая удовольствие от самой работы, а не от того, что она Вам даст в будущем. Находите и отмечайте для себя приятные жизненные мелочи (красивый закат, внимание супруга, вежливое слово и т.д.).

Не будьте максималистом: будьте терпимы и снисходительны к себе и другим. Ставьте реальные цели.

Высыпайтесь.

Регулярно занимайтесь физическими упражнениями. Это превосходный способ снять напряжение.

Питайтесь правильно. Употребляйте больше овощей и фруктов, меньше – жиров. 

Не злоупотребляйте алкоголем. Попытки преодолеть стресс с помощью алкоголя часто приводят к обратному эффекту.

Документы и рекомендации

Закономерности запоминания.

Поддержка работоспособности.

10 заповедей родителям