08:52 Работа психолога с одаренными детьми | |
Проведение развивающих занятий с одаренными детьми – одно из направлений работы школьного психолога. Одаренность – это системное, развивающееся в течениежизни качество психики, которое определяет возможность достижеия человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнениюс другими людьми. Выявление одаренных детей длительный и кропотливый процесс, котором в нашей школе уделяется особое внимание. Педагоги-предметники предлагают ребятам участие в конкурсах и олимпиадах по предметам, классные руководители наблюдают за ребяами во время внеурочной деятельности, помогая им проявить свои выдающиеся лидерские и иные социально-значимые, творческие качества. Психолог проводит серию тематических занятий в течение учебного года для ребят разных возрастных групп с целью мотивации к активному проявлению своих талантов, коррекции самооценки ребят, развития творческого, логического мышления, эмоционального интеллекта и комуникативной компетентности. Так в ноябре школьный психолог Григорьева Марина Рашидовна провела серию занятий для ребят начальной школы и среднего звена. Они были посвящены целеполаганию, факторам успешности, формированию навыка тайм-менеджмента и самоорганизации, развитию креативности. Одаренность представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Ее признаки (проявления) могут бытьпостоянными, но могутносить и временный (переходный) характер. Существует множество классификаций одаренности, составленных разными авторами. Приведем одну из них: Типы и виды одаренности. Академическая одаренность. Она включает в себя 2 вида: мотивационно – личностные характеристики и способности к обучению. Для таких детей характерна: отличная память; красивая и грамотная речь; разносторонняя любознательность; наблюдательность; знание того, что не подвластно еще его ровесникам; высокая обучаемость; широкий кругозор.
Как правило, для творчески одаренного дошкольника характерно, то, что он: • зациклен на деятельности, интересующей его в данный момент, ничего не замечая вокруг; • находится в плену своей всепоглощающей любознательности, способствующей многообразию его деятельности; • пытается внести в интересующую его деятельность свои идеи и осуществить ее, как сам считает нужным (новаторство); • способен найти оригинальный результат, к которому идет своим путем; • независим в своих суждениях, а иногда и поступках; • не поклоняется, как многие другие дети, авторитетам взрослых, из–за чего нередко раздражает окружающих его людей; • любая игра для него не просто забава, а возможность для внесения в нее своих творческих изменений; • таких детей выделяет среди других тонкое чувство юмора. •из всех занятий предпочитает рисование и лепку; • экспериментирует с пластилином и глиной; •способен слушать музыку часами; • очень любит музыкальные занятия в группе; • не просто рисует, а задумывается о композиции картинки; • не считает рисование и лепку обычным занятием, относясь к ним очень серьезно; •легко запоминает и прекрасно декламирует стихи.
Психомоторная одаренность и ее виды: спортивная и хореографическая. Дошкольник, одаренность которого проявляется в этой сфере, чаще всего: • увлечен деятельностью, связанной с участием общей и мелкой (кистей рук) моторики; • опережает своих сверстников в развитии двигательных навыков; • имеет хорошую зрительно–моторную координацию; • с удовольствием участвует в физкультурных занятиях (любит бег, прыжки и т. д.); • с удовольствием занимается в танцевальных кружках; • имеет хороший музыкальный слух, чувство ритма; • обладает большой физической выносливостью.
Коммуникативная одаренность и ее виды: социально-личностная и лидерская. • не теряется в новой для него обстановке, вступая в контакт с незнакомыми людьми; • легко и быстро адаптируется к новым ситуациям; • легко общается с детьми и взрослыми; • легко находит себе друзей; • лидер в общении с ровесниками; • сочувствует и сострадает им; • инициатор различных игр; • готов принять на себя ответственность за происходящее, в котором он принимает участие; • не подчеркивает своего превосходства над детьми, считающими его своим лидером; • популярен в среде ровесников и окружающих его взрослых людей; • имеет организаторские способности; • обладает большинством качеств характера человека, которого принято считать социально активным.
Формы проявления одарённости: - Явная одаренность (обнаруживает себя в деятельности ребенка достаточно ярко и отчетливо, в том числе и при неблагоприятных условиях; достижения ребенка очевидны). - Скрытая одаренность (проявляется в замаскированной форме). Причины, скрытой одаренности ребенка заключаются в ошибках, допущенных взрослыми при его воспитании и развитии, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми, в специфике культурной среды (освоение норм поведения). Выявление детей с таким типом одаренности – длительный процесс с использованием комплекса методов анализа поведения ребенка, включения его в различные виды деятельности, организации его общения с одаренными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды.
Мы верим, что каждый из учащихся нашей школы по-своему одарен и стараемся создать благоприятные условия для развития и проявления их уникальных талантов!
| |
|
Всего комментариев: 0 | |