08:38 Имаготерапия | |
Систематическое повышение квалификации важная часть организационно-методической работы школьного психолога. Сегодня на базе Учебно-Методического портала в режиме онлайн прошел обучающий вебинар «Имаготерапия как средство профилактики и коррекции поведенческих нарушений, мотивации к обучению и социализации детей с ОВЗ», в котором приняла участие педагога-психолог нашей школы - Григорьева М.Р.
Одним из основных направлений психологической службы в школе является психологическое сопровождение и поддержка детей с особенностями (нарушениями) развития. В работе с детьми с ОВЗ психологическая служба использует разные направления работы, одно из этих направлений арт-терапия, основанное на искусстве и творчестве. Понятие «арт-терапия», прежде всего, связано со значением слова «арт», пришедшего с запада (лат. – ars, англ. и франц. – art, итал. – arte), которое переводится на русский язык как «искусство». Вместе с тем в иностранной литературе в использовании этого слова существуют различные варианты, к примеру, в Великобритании «art» обозначает визуальные виды искусства – живопись, скульптуру, графику и пр., в то время как в большинстве других стран оно включает также музыку, драму, танец и литературу. В этой публикации мы хотим познакомить вас с таким видом арт-терапии, как имаготерапия. Имаготерапия – (от лат. imago — образ) занимает особое место среди видов арт-терапии. Ее основой является театрализация психотерапевтического процесса. Имаготерапия опирается на теоретические положения об образе, а также о единстве личности и образа. Термин "имаготерапия" был введён в 1966 году И.Е.Вольпертом и представлял собой психотерапевтический метод тренировки в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с лечебной целью. Его основой являлась театрализация психотерапевтического процесса (И. Е. Вольперт, Н.С. Говоров, 1973).
Среди задач имаготерапии выделяют: -укрепление и обогащение эмоциональных ресурсов и коммуникативных возможностей; -воспитание способности адекватно реагировать на возникновение неблагоприятных ситуаций, а также способность выполнять роль, соответствующую течению событий, — принимать адекватный образ и «уходить» таким путем от деформированного образа своего «Я»; - развитие способности к творческому воспроизведению специально показанного «лечебного» образа, что приобретает самостоятельное значение в оздоровлении личности; - тренировка способности к мобилизации жизненного опыта в нужный момент, воспитание волевых качеств, способностей к саморегуляции; -создание в процессе имаготерапии определенного творческого интереса, обогащающего жизнь новым содержанием. Имаготерапия выполняет ряд функций: -катарсистическая - (очищение, освобождение от негативных состояний); -регуляторная; снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния. -коммуникативно-рефлексивная коррекция нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) Формами организации могут быть индивидуальная и групповая работа. Использование методов имаготерапии помогают разнообразить коррекционные занятия и сделать процесс изучения программы более эффективным и интересным ребенку, ведь таким детям предстоит запомнить, понять информацию, усвоить навыки по объему в несколько раз больше, чем нормально развивающимся детям. Главная цель использования имаготерапии — не публичное выступление детей перед зрителями как завершающая форма работы, а углубление и фиксация психотерапевтического эффекта. В качестве лечебных и коррекционных факторов имаготерапии могут быть: отвлечение, эмоциональная поддержка, обучение новым способам поведения, позитивные установки, радость коллективного творчества, укрепление чувства уверенности в себе, самоуправление, катарсис и т. д. Целенаправленное использование средств имаготерапии способствует достижению более высокого уровня социализации и адаптации детей.
| |
|
Всего комментариев: 0 | |