Доступная среда
Информация об обеспечении возможности получения образования инвалидами и лицами с ОВЗ
Статьи:
Формирование доброжелательного отношения общества к семьям, имеющим в семье инвалидов.
Поддержка детей-инвалидов: проблемы и пути решения.
Обеспечение доступа в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Для обеспечения "равного доступа к образованию" для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей, в нашей школе созданы специальные условия, в т.ч. доступ в здания образовательной организации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ):
• Стационарный пандус для инвалидов и лиц с ОВЗ оборудован на ступенях при подъеме на первый этаж здания.
• Для слабовидящих/слепых, наименование образовательного учреждения с указанием графика его работы размещено при входе в здание с использованием шрифта Брайля.
• При входе в здание и на лестничных маршах внутри школы обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом) для слабовидящих людей.
• На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг" — предупредительный знак для слабовидящих людей.
При необходимости инвалиду или лицу с ОВЗ для обеспечения доступа в здание образовательной организации будет предоставлено сопровождающее лицо.
пробелТаким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании школы (при необходимости с помощью сотрудника школы).
Условия питания обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ, МБОУ СШ № 16 городского округа – город Камышин предусматривается организация горячего питания в соответствии санитарно-эпидемиологическим требованиям к организации питания обучающихся в общеобразовательных организациях и учетом возможностей здоровья инвалидов, детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья предусмотрено двухразовое питание (завтрак и обед).
Столовая расположена на 1 этаже. Пищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. В столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды.
Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую.
Льготное питание для обучающихся в учебное время по месту нахождения образовательной организации оказывается учащимся, относящимся к льготной категории:
- дети, состоящие на учете у фтизиатра;
- дети из многодетных семей;
- дети из малоимущих семей;
- учащиеся с ограниченными возможностями здоровья.
Условия охраны здоровья обучающихся,
в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ
Здание МБОУ СШ № 16 оснащено противопожарной сигнализацией, планами эвакуации, необходимыми табличками и указателями и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в школе функционирует медицинский кабинет. Медицинский кабинет оснащён оборудованием, инвентарем и инструментарием в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Имеется кабинет психолога.
К охране здоровья обучающихся также относятся следующие мероприятия:
оказание первой медико-санитарной помощи;
медицинским работником ежедневно проводится контроль рациона питания и качества приготовленных блюд;
определена оптимальная учебная нагрузка, режим учебных занятий и продолжительность каникул в соответствии с требованиями СанПиН;
ведется пропаганда здорового образа жизни;
созданы условия для занятий спортом и двигательной активности с целью профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся;
организовано прохождение обучающимися периодических медицинских осмотров в соответствии с законодательством Российской Федерации;
созданы условия по обеспечению безопасности обучающихся во время пребывания в общеобразовательном учреждении;
ведется профилактическая работа по предупреждению несчастных случаев с обучающимися во время пребывания в школе;
ежегодно обучающиеся школы проходят диспансеризацию и флюорографическое обследование;
все кабинеты школы оборудованы необходимой мебелью и инвентарем для организации безопасного процесса обучения.
Доступ к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидам и лицам с ОВЗ
В образовательном учреждении возможно обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом школы и с другими сайтами образовательной направленности, на которых существует версия для слабовидящих.
В школе создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база школы оснащена:
- электронной почтой;
- выходом в Интернет;
- функционирует официальный сайт школы.
Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в библиотеке на 2 этаже, в компьютерном классе, расположенном на 3 этаже.
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и преподавателей школы закрыт.
В школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), интерактивные доски.
Электронные образовательные ресурсы,
к которым обеспечивается доступ обучающихся
На основании федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
Обучающимся МБОУ СШ № 16, в рамках электронной информационно-образовательной среды, обеспечивается доступ к свободным (публичным) образовательным ресурсам (посредством предоставления бесплатного доступа к сети Интернет, имеющим необходимое лицензионное программное обеспечение).
Доступ к свободным ресурсам возможен с любого компьютера, подключенного к сети Интернет.
Наличие специальных технических средств обучения
для инвалидов и лиц с ОВЗ
Специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья образовательная организация не обеспечена.
Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья (информационно-справочный материал)
Организационное обеспечение
Создания специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей.
1 Устав МБОУ СШ № 16 городского округа-город Камышин, где указан перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в том числе и и в отношении детей инвалидов и детей с ОВЗ.
2 Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме школы.
Психолого-педагогическое сопровождение
Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют психолог, классный руководитель, учитель-предметник. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы следующие формы:
- Проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК;
- Проведение малых педагогических советов, административных советов;
- Ведение карт наблюдений динамики учебных навыков;
- Посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения;
- Разработка методических рекомендаций учителю;
- Диагностика, коррекция, профилактика;
- Обследование школьников по запросу родителей;
- Оказание психологической поддержки педагогам.
Нормативные документы
-
Конвенция о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.07.2013)
-
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (ред. от 02.07.2013)
-
Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
-
Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений"